Скачать файл с Резолюцией можно во вложении внизу страницы
В ХХ Общероссийской встрече организаторов отдыха детей и их оздоровления «Диалоги» приняли участие 148 представителей профессионального сообщества из 29 субъектов Российской Федерации, представители Министерства просвещения РФ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федерального агентства по туризму, Общественной палаты РФ, Федерации независимых профсоюзов России, Акционерного общества «Национальная система платёжных карт», ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», Ассоциации туроператоров РСТ, Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», МИА «Россия Сегодня», АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
В рамках программы Встречи состоялись 3 дня диалогов. В первый день - диалоги регионов. Были представлены лучшие практики управления и организации отдыха детей и их оздоровления, опыт решения проблем на местах. Во второй день – диалоги с представителями министерств и ведомств. Обсуждались основные итоги оздоровительной кампании, проблемы и перспективы. Третий день – диалоги с партнерами. Он прошел под девизом: «Вместе смотрим в будущее». В центре внимания - вопросы налаживания взаимодействия и выстраивания партнёрских отношений.
В ходе реализации программы Встречи участники рассмотрели и обсудили следующие вопросы:
- стратегия развития сферы отдыха детей и их оздоровления;
- межведомственное взаимодействие и партнерство;
- разнообразные формы поддержки семьи и детства;
- запрос общества на оздоровление, развитие, воспитание и лечение детей;
- эффективные практики и тренды развития сферы детского отдыха;
- источники повышения качества деятельности и предлагаемой услуги;
- ресурсы и возможности развития, эффективные способы и идеи продвижения, привлечения средств, сторонников, партнеров;
- развитие маркетинга, цифровизации;
- работа в информационном пространстве;
- опорные точки развития сферы детского отдыха;
- подготовка и повышение квалификации кадров.
Участники Встречи отметили положительный и перспективный опыт организации отдыха и оздоровления детей в 2021 году, инновационный потенциал сферы отдыха детей и их оздоровления, её возрастающую роль в современном обществе, в позитивном влиянии на здоровье, развитие и воспитание детей, обратили внимание на необходимость системных изменений и инновационного прорыва в данной сфере. Обсуждение проблем, внешних и внутренних барьеров, требующих дополнительных ресурсов для их преодоления, были в центре внимания всех выступающих.
Анализ выступлений участников Встречи позволяет выделить некоторые барьеры в сфере отдыха детей и их оздоровления, негативно влияющие на качество предоставляемых услуг, на её развитие в целом.
1. Трудности развития современных детей:
- снижение показателей физического и психического здоровья детей;
- рост числа детей, имеющих хронические заболевания;
- увеличение случаев травмирования детей в обычных условиях, а также в стандартных, не представляющих опасность, ситуациях;
- гаджет и интернет зависимость детей и связанные с этим болезненные состояния психики;
- рост числа детей, склонных к нарушениям дисциплины, асоциальным и отклоняющимся от нормы поведением (нецензурная речь, драки, раннее употребление ПАВ, курение - сигареты, вейпы, электронные сигареты), со слабыми навыками конструктивного общения.
2. Дефицит рабочей силы на рынке труда:
- критический дефицит профессиональных медицинских, педагогических кадров, управленческих кадров;
- нарастающий дефицит кадров рабочих профессий, обслуживающего персонала;
- квалификационная яма – недостаточность профессиональных компетенций в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми ОВЗ, инвалидами, «трудными» детьми;
- непривлекательность педагогических специальностей среди предпочтений абитуриентов и работы по профессии среди выпускников педагогических вузов;
- старение, текучесть, ухудшение здоровья кадров;
- повышенные требования для работы персонала в условиях ковид ограничений, в отличие от других смежных сфер деятельности;
- низкая привлекательность сферы для построения карьеры;
- социальное иждивенчество трудоспособного населения;
- низкая эффективность работы центров занятости по привлечению кадровых ресурсов для работы в детских загородных лагерях.
3. Отсутствие привлекательности для развития бизнеса в сфере отдыха детей и их оздоровления:
- отсутствие научно-обоснованных гибких систем организации трудового процесса в лагере, обеспечивающих выполнение Трудового кодекса РФ (норм труда и отдыха при круглосуточном графике работы), минимизирующих риск профессионального выгорания и экономически оправданных;
- изношенность и несовременность спортивной и досуговой инфраструктуры организаций сферы детского отдыха для решения современных задач, планов и приоритетов государственной политики в сфере развития и воспитания детей;
- слабое развитие служб маркетинга, онлайн продаж, продвижения услуг на рынке, внедрения смежных направлений деятельности (спорт, молодежная политика, туризм, дополнительное образование, творческое развитие) для деятельности лагеря в круглогодичном режиме и развитии других востребованных услуг;
- неработающие механизмы привлечения инвестиций в сферу детского отдыха, поддержки пострадавших отраслей в условиях пандемии, льготных режимов налогообложения, кредитования, субсидий на развитие инфраструктуры и сохранения кадрового потенциала;
- неравные условия государственной поддержки государственных, муниципальных и негосударственных организаций отдыха детей и их оздоровления;
- выпадание организаций отдыха детей и их оздоровления в федеральных программах развития материально-технической базы социальных, спортивных, туристических объектов, учреждений;
- рост настроений «потребительского экстремизма» среди родителей по отношению к детскому лагерю (как явление - «тревожные и угрожающие родители», «профессионально жалующиеся», «профессионально не согласные с правилами лагеря».
4. Административное давление:
- избыточное контрольно-надзорное давление, излишние ограничительные нормы и требования, необоснованно завышенные меры взысканий по итогам контрольно-надзорных мероприятий со стороны РПН, региональных уполномоченных органов для организаций отдыха детей и их оздоровления, препятствующие ее развитию и привлекательности для вхождения бизнеса и инвестиций; это ведет к перепрофилированию, закрытию и продаже организаций детского отдыха и оздоровления;
- отсутствие сферы детского отдыха в федеральных отраслевых программах развития материально-технической базы;
- отсутствие механизма поддержки, льгот, кредитов, субсидий, гарантий в отношении вида экономической деятельности «организации отдыха детей и их оздоровления»;
- отсутствие четкого правового регулирования по вопросам: наличия обязательных и добровольных прививок (взаимоотношения лагеря и родителей в случае отказа от прививок детям), выдачи информационных добровольных согласий на медицинское вмешательство; возрастных ограничений для детей, которые могут отдыхать в лагере, а также права самостоятельного выхода за территорию лагеря, отказа от медицинской помощи при нахождении в лагере ребенка;
- отсутствие системного подхода в процессе взаимодействия органов контроля и надзора, организаций отдыха и оздоровления детей для целей улучшения качества услуг отдыха и оздоровления детей; пагубное влияние системы стимулирования сотрудников контрольно-надзорных органов за увеличение штрафов и наказаний, а не качественных характеристик; KPI для госслужащих – по суммам штрафов , а не по методической и профилактической работе с детским лагерем.
5. Неблагоприятная информационная среда:
- отсутствие трансляции позитивной формации в СМИ о в сфере детского отдыха;
- демонстрация в СМИ в свободном доступе федеральных каналов негативного контента и популяризация негативных явлений с маркировкой 18+;
- продвижение в СМИ ложных «привлекательных» стереотипов - асоциальных норм поведения «звезд, ложных кумиров молодежи», демонстрация нарушения закона, нетрадиционной ориентации, пьянства, употребления запрещенных препаратов, нереального богатства, расточительности и прочих пороков;
- недостаточность объективных актуальных социологических исследований современных трендов в развитии детей и молодежи и их интересах, отсутствие практических рекомендаций для организаторов детского отдыха в этой связи;
- отсутствие федерального печатного издания (интернет-издания), выполняющего информационно-методическую, исследовательскую функцию, а также роль продвижения позитивного имиджа сферы детских лагерей.
В целях продвижения положительного имиджа сферы, ее позитивного развития, активизации скоординированных действий по совершенствованию системы управления, развития и организации отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации участники Встречи предлагают принять следующие меры.
Правительству Российской Федерации:
1. Инициировать заседание Госсовета Российской Федерации при Президенте РФ по вопросу развития сферы детского отдыха и оздоровления с приглашением общественных организаций, профессионального сообщества, научных работников для разработки стратегических задач формирования государственной политики в сфере детского отдыха и оздоровления.
2. Для разработки государственной стратегии развития сферы отдыха и оздоровления детей – 2030 консолидировать действия представителей Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ, общественных организаций и профессиональных сообществ, регионов РФ через формирование рабочих групп, экспертных советов.
3. Включить в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства Российской Федерации № 434 от 03.04.2020), в раздел «Сфера деятельности/наименование вида экономической деятельности» - Деятельность по организации детского отдыха и оздоровления (ОКВЭД 85.41.91). Предусмотреть в решениях правительства РФ механизмы поддержки отрасли на федеральном уровне с рекомендациями таких же мер на региональном уровне.
4. Внести изменения в ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части исключения из сферы действия данного закона услуг, имеющих отношение к организации отдыха детей и их оздоровления, либо дополнения оснований для заключения контрактов с единственным источником (организациями отдыха детей и их оздоровления, включенными в Реестр), так как выполнение требований по включению в Реестр, по сути, является пред квалификационным отбором, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.
5. Внести изменения в пункт 6 приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 4.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в части исключения требований о наличии трехлетнего опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг, заключенного в соответствии с ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ФЗ от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Исключение требований снимет барьеры для участия в конкурсных процедурах новых организаций отдыха детей и их оздоровления.
6. Предусмотреть в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства на прохождение обследований методом ПЦР на новую коронавирусную инфекцию и на острые кишечные инфекции (норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций) сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности, в случае продления данных требований на 2022 год. А также предусмотреть средства в Фонде ОМС на прохождение обязательных и периодических медицинских осмотров для трудоустройства сотрудников в детский загородный лагерь для молодежи в возрасте до 35 лет.
7. Рассмотреть вопрос о снижении тарифов на коммунальные платежи для организаций сферы отдыха детей и их оздоровления независимо от формы собственности, о налоговых льготах и налоговых каникулах для организаций сферы отдыха детей и их оздоровления независимо от формы собственности на период действия антиковидных ограничений, предусмотренных СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
8. Распространить программу детского туристического кэшбека на период 2022 – 2024 годов для круглогодичного стимулирования отдыха детей (в каникулярный и вне каникулярный период) в стационарных и палаточных лагерях. В целях увеличения охвата детей отдыхом и оздоровлением круглый год, развития программ «лесных школ» в период учебного года, поддержки организаций детского отдыха круглогодичного действия реализовывать программу кэшбека на путевки детского отдыха круглогодично, используя период зимних, весенних, осенних каникул, вне каникулярный период для продолжения обучения, совмещенного с оздоровлением и реабилитацией на базе загородных стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления. Это позволит снизить эпидемическую нагрузку в городах, школах, укрепит иммунитет детей в природной среде. Принять решение о запуске или не запуске системы детского кэшбека в 2022 году не позднее 1 декабря 2021 года. Начать саму программу не позднее 1 февраля 2022 года.
9. Включить отдельной строкой «направление детского отдыха и оздоровления» в программы реализации Национальных проектов. В целях развития качества услуг и их соответствия современным требованиям развития детей, требованиям федерального законодательства выделить средства федерального бюджета в Национальных проектах на развитие материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия всех форм собственности, санаторно-оздоровительных лагерей и детских санаториев:
9.1. включить в программу национального проекта «Образование» мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту зданий, сооружений, благоустройству территорий, комплектованию организаций отдыха детей и их оздоровления помещениями для занятий дополнительным образованием, лабораториями, кабинетами робототехники, мастерскими творчества; мероприятия по обеспечению организаций детского отдыха качественным интернетом, связью, транспортом для доставки сотрудников, технологическим оборудованием;
9.2. включить в программу национального проекта «Здравоохранение»:
- мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту медицинских пунктов, отвечающих современным требованиям федерального законодательства, комплектованию медицинских пунктов современным медицинским оборудованием в том числе общеукрепляющего оздоровительного профиля;
- мероприятия по финансированию реконструкции, ремонта и переоснащения современным медицинским оборудованием медицинской базы детских санаторно-оздоровительных лагерей и детских санаториев для целей санаторно-курортного лечения детей и медицинской реабилитации детей с ОВЗ;
9.3. включить в программу национального проекта «Культура» мероприятия по строительству, ремонту, комплектованию культурны-досуговых площадок (клубов, залов, музеев) звуковым, световым, цифровым оборудованием;
9.4. включить в программу национального проекта «Демография» мероприятия по строительству, реконструкции, комплектованию оборудованием спортивных залов, спортивных площадок открытого и закрытого типа; досуговых и игровых площадок;
9.5. включить в программу национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» мероприятия по строительству и ремонту дорог до детских оздоровительных организаций, детских стационарных палаточных лагерей, дополнительных корпусов для проживания детей в детских лагерях.
10. В целях привлечения профессиональных кадров в сферу отдыха детей и их оздоровления внести изменения в Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781: дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории (В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»):
Наименование должностей: директор (начальник, заведующий) организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель директора (начальника, заведующего), заместитель директора (начальника, заведующего) по воспитательной работе, заведующий педагогической службой, методист (деятельность связана с образовательным и воспитательным процессом детей), воспитатель, старший воспитатель, педагог- организатор, старший педагог-организатор, педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, вожатый, старший вожатый, педагог- психолог, старший педагог-психолог, инструктор по физической культуре и спорту, старший инструктор по физической культуре и спорту.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории.
Дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия. (В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»):
Наименование должностей: врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей- статистиков), начальники медицинских служб (частей) организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющие врачебную деятельность; средний медицинский персонал: главная (старшая) медицинская сестра, фельдшер, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории.
11. С целью поддержки педагогических и медицинских кадров, привлечения профессиональных педагогических и медицинских специалистов в организации отдыха детей и их оздоровления включить категорию педагогов загородных лагерей, центров, санаториев, находящихся в сельской местности, в программу «Земский учитель» на предоставление единовременной компенсационной выплаты; категорию медицинских работников загородных лагерей, центров, санаториев, находящихся в сельской местности, в программу «Земский доктор» на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Расширить программы льготного кредитования, предоставления субсидий на приобретение жилья педагогическим и медицинским работникам организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа. Распространить программу компенсации оплаты съемного жилья на педагогических и медицинских работников организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа.
Региональным государственным органам власти:
1. Пересмотреть расчетную стоимость социальной путевки при проведении государственных закупок детских путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей приоритетных категорий, с учетом резко возросших затрат на подготовку, содержание инфраструктуры лагеря, дополнительных мер дезрежима, мер профилактики новой короновирусной инфекции, требований объема медосмотра при трудоустройстве.
2. Способствовать снижению налоговой нагрузки в части региональных полномочий на организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе налогов на имущество, землю, пользования водными ресурсами.
3. Создавать режим наибольшего благоприятствования для привлечения инвестиций, финансовых ресурсов в развитие и улучшение материально-технической базы лагеря, инфраструктуры жизнеобеспечения.
4. при планировании газификации сельских территорий включать в проекты газификации муниципалитетов и региональные программы объекты отдыха и оздоровления детей.
5. При реализации региональных программ доступности связи и интернета для населения предусмотреть покрытие территорий и объектов детских загородных лагерей устойчивой мобильной связью и стабильным интернет соединением.
6. При реализации региональных программ дорожного строительства предусмотреть приведение в нормативное состояние дорог и подъездных путей к загородным детским лагерям.
Федеральному агентству по туризму РФ:
1. Рассматривать инфраструктуру детских лагерей для развития и стимулирования детского и семейного туризма, путешествий, профориентационной работы для индустрии гостеприимства при разработке программ развития туризма и индустрии гостеприимства в РФ.
Министерству просвещения РФ:
1. При составлении учебных планов в школах предусмотреть освоение естественнонаучных дисциплин в природной среде, используя инфраструктурные и кадровые возможности организаций отдыха детей и их оздоровления.
2. С целью подготовки квалифицированных специалистов для сферы отдыха детей и их оздоровления расширить число бюджетных мест для подготовки специалистов (педагогических и медицинских работников) по программе целевого обучения для загородных организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа.
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор):
1. Внести изменения в СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части отмены требований п.3.3:
- отменить требование 75% наполняемости - изложить в следующей редакции «Количество детей в отрядах (наполняемость) в соответствии с проектной вместимостью организации отдыха детей и их оздоровления»;
- отменить требование перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследование на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций. Предусмотреть при трудоустройстве в детский лагерь перечень этих исследований;
- отменить как избыточное требование обследования персонала детского лагеря на COVID-19; обоснование:
- сотрудники организаций отдыха детей и их оздоровления прошли вакцинацию от COVID-19, в плановом порядке ведется ревакцинация;
- дети не проходят обследование на COVID-19, таким образом не понятен смысл данного требования;
- обследование на COVID-19 любым методом является платным, целевые денежные средства из бюджетных источников на эти цели не выделяются, что создает большую финансовую нагрузку на бюджет организаций детского отдыха;
- данное требование распространяется только на организации отдыха детей и их оздоровления и не применяются к другим детским организованным коллективам в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования.
2. Дать официальные разъяснения по вопросу нарушений санитарного законодательства РФ, которые представляют угрозу здоровью и жизни детей в детском лагере и являются основанием для немедленной приостановки (закрытия) лагеря;
3. Отменить требование ежегодного получения санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность организации отдыха детей и их оздоровления и принять решение о бессрочном действии его в отношении круглогодичных организаций отдыха и оздоровления детей, детских санаторных лагерей.
4. При применении "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) относительно организаций отдыха детей и их оздоровления использовать в большей степени предупредительные меры путем методического содействия, направленного на достижение общей цели (повышение качества оказываемых услуг в сфере детского отдыха и оздоровления), исключения или значительного снижения размеров штрафов в виде денежного взыскания по отношению к организациям отдыха детей и их оздоровления ввиду того, что их деятельность является социальной.
Генеральной прокуратуре РФ:
1. Снизить контрольно-надзорную нагрузку на организации отдыха детей и их оздоровления в период летней оздоровительной кампании; способствовать формированию плана проверок с учетом их равномерного распределения в течение года; исключить одновременное проведение плановых и внеплановых проверок, одновременные проверки различными ведомствами, проверки в летний период по вопросам, которые могут быть проверены в подготовительный период.
2. Провести «регуляторную гильотину» в количестве и перечне вопросов при проведении проверки, учитывая сезонность действия многих организаций отдыха детей и их оздоровления.
3. Стимулировать контрольно-надзорные органы, органы регионального и муниципального контроля на проведение профилактической, разъяснительной и информационно-методической работы с организациями отдыха детей и их оздоровления.
Участники ХХ Встречи организаторов отдыха детей и их оздоровления «Диалоги» считают необходимым для эффективного решения задач по развитию сферы отдыха детей и их оздоровления скоординировать и объединить усилия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, работодателей и их объединений, социальных партнёров, институтов гражданского общества.
Координационный совет
межрегиональной общественной организации
«Содействие детскому отдыху»
В ХХ Общероссийской встрече организаторов отдыха детей и их оздоровления «Диалоги» приняли участие 148 представителей профессионального сообщества из 29 субъектов Российской Федерации, представители Министерства просвещения РФ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федерального агентства по туризму, Общественной палаты РФ, Федерации независимых профсоюзов России, Акционерного общества «Национальная система платёжных карт», ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», Ассоциации туроператоров РСТ, Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», МИА «Россия Сегодня», АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
В рамках программы Встречи состоялись 3 дня диалогов. В первый день - диалоги регионов. Были представлены лучшие практики управления и организации отдыха детей и их оздоровления, опыт решения проблем на местах. Во второй день – диалоги с представителями министерств и ведомств. Обсуждались основные итоги оздоровительной кампании, проблемы и перспективы. Третий день – диалоги с партнерами. Он прошел под девизом: «Вместе смотрим в будущее». В центре внимания - вопросы налаживания взаимодействия и выстраивания партнёрских отношений.
В ходе реализации программы Встречи участники рассмотрели и обсудили следующие вопросы:
- стратегия развития сферы отдыха детей и их оздоровления;
- межведомственное взаимодействие и партнерство;
- разнообразные формы поддержки семьи и детства;
- запрос общества на оздоровление, развитие, воспитание и лечение детей;
- эффективные практики и тренды развития сферы детского отдыха;
- источники повышения качества деятельности и предлагаемой услуги;
- ресурсы и возможности развития, эффективные способы и идеи продвижения, привлечения средств, сторонников, партнеров;
- развитие маркетинга, цифровизации;
- работа в информационном пространстве;
- опорные точки развития сферы детского отдыха;
- подготовка и повышение квалификации кадров.
Участники Встречи отметили положительный и перспективный опыт организации отдыха и оздоровления детей в 2021 году, инновационный потенциал сферы отдыха детей и их оздоровления, её возрастающую роль в современном обществе, в позитивном влиянии на здоровье, развитие и воспитание детей, обратили внимание на необходимость системных изменений и инновационного прорыва в данной сфере. Обсуждение проблем, внешних и внутренних барьеров, требующих дополнительных ресурсов для их преодоления, были в центре внимания всех выступающих.
Анализ выступлений участников Встречи позволяет выделить некоторые барьеры в сфере отдыха детей и их оздоровления, негативно влияющие на качество предоставляемых услуг, на её развитие в целом.
1. Трудности развития современных детей:
- снижение показателей физического и психического здоровья детей;
- рост числа детей, имеющих хронические заболевания;
- увеличение случаев травмирования детей в обычных условиях, а также в стандартных, не представляющих опасность, ситуациях;
- гаджет и интернет зависимость детей и связанные с этим болезненные состояния психики;
- рост числа детей, склонных к нарушениям дисциплины, асоциальным и отклоняющимся от нормы поведением (нецензурная речь, драки, раннее употребление ПАВ, курение - сигареты, вейпы, электронные сигареты), со слабыми навыками конструктивного общения.
2. Дефицит рабочей силы на рынке труда:
- критический дефицит профессиональных медицинских, педагогических кадров, управленческих кадров;
- нарастающий дефицит кадров рабочих профессий, обслуживающего персонала;
- квалификационная яма – недостаточность профессиональных компетенций в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми ОВЗ, инвалидами, «трудными» детьми;
- непривлекательность педагогических специальностей среди предпочтений абитуриентов и работы по профессии среди выпускников педагогических вузов;
- старение, текучесть, ухудшение здоровья кадров;
- повышенные требования для работы персонала в условиях ковид ограничений, в отличие от других смежных сфер деятельности;
- низкая привлекательность сферы для построения карьеры;
- социальное иждивенчество трудоспособного населения;
- низкая эффективность работы центров занятости по привлечению кадровых ресурсов для работы в детских загородных лагерях.
3. Отсутствие привлекательности для развития бизнеса в сфере отдыха детей и их оздоровления:
- отсутствие научно-обоснованных гибких систем организации трудового процесса в лагере, обеспечивающих выполнение Трудового кодекса РФ (норм труда и отдыха при круглосуточном графике работы), минимизирующих риск профессионального выгорания и экономически оправданных;
- изношенность и несовременность спортивной и досуговой инфраструктуры организаций сферы детского отдыха для решения современных задач, планов и приоритетов государственной политики в сфере развития и воспитания детей;
- слабое развитие служб маркетинга, онлайн продаж, продвижения услуг на рынке, внедрения смежных направлений деятельности (спорт, молодежная политика, туризм, дополнительное образование, творческое развитие) для деятельности лагеря в круглогодичном режиме и развитии других востребованных услуг;
- неработающие механизмы привлечения инвестиций в сферу детского отдыха, поддержки пострадавших отраслей в условиях пандемии, льготных режимов налогообложения, кредитования, субсидий на развитие инфраструктуры и сохранения кадрового потенциала;
- неравные условия государственной поддержки государственных, муниципальных и негосударственных организаций отдыха детей и их оздоровления;
- выпадание организаций отдыха детей и их оздоровления в федеральных программах развития материально-технической базы социальных, спортивных, туристических объектов, учреждений;
- рост настроений «потребительского экстремизма» среди родителей по отношению к детскому лагерю (как явление - «тревожные и угрожающие родители», «профессионально жалующиеся», «профессионально не согласные с правилами лагеря».
4. Административное давление:
- избыточное контрольно-надзорное давление, излишние ограничительные нормы и требования, необоснованно завышенные меры взысканий по итогам контрольно-надзорных мероприятий со стороны РПН, региональных уполномоченных органов для организаций отдыха детей и их оздоровления, препятствующие ее развитию и привлекательности для вхождения бизнеса и инвестиций; это ведет к перепрофилированию, закрытию и продаже организаций детского отдыха и оздоровления;
- отсутствие сферы детского отдыха в федеральных отраслевых программах развития материально-технической базы;
- отсутствие механизма поддержки, льгот, кредитов, субсидий, гарантий в отношении вида экономической деятельности «организации отдыха детей и их оздоровления»;
- отсутствие четкого правового регулирования по вопросам: наличия обязательных и добровольных прививок (взаимоотношения лагеря и родителей в случае отказа от прививок детям), выдачи информационных добровольных согласий на медицинское вмешательство; возрастных ограничений для детей, которые могут отдыхать в лагере, а также права самостоятельного выхода за территорию лагеря, отказа от медицинской помощи при нахождении в лагере ребенка;
- отсутствие системного подхода в процессе взаимодействия органов контроля и надзора, организаций отдыха и оздоровления детей для целей улучшения качества услуг отдыха и оздоровления детей; пагубное влияние системы стимулирования сотрудников контрольно-надзорных органов за увеличение штрафов и наказаний, а не качественных характеристик; KPI для госслужащих – по суммам штрафов , а не по методической и профилактической работе с детским лагерем.
5. Неблагоприятная информационная среда:
- отсутствие трансляции позитивной формации в СМИ о в сфере детского отдыха;
- демонстрация в СМИ в свободном доступе федеральных каналов негативного контента и популяризация негативных явлений с маркировкой 18+;
- продвижение в СМИ ложных «привлекательных» стереотипов - асоциальных норм поведения «звезд, ложных кумиров молодежи», демонстрация нарушения закона, нетрадиционной ориентации, пьянства, употребления запрещенных препаратов, нереального богатства, расточительности и прочих пороков;
- недостаточность объективных актуальных социологических исследований современных трендов в развитии детей и молодежи и их интересах, отсутствие практических рекомендаций для организаторов детского отдыха в этой связи;
- отсутствие федерального печатного издания (интернет-издания), выполняющего информационно-методическую, исследовательскую функцию, а также роль продвижения позитивного имиджа сферы детских лагерей.
В целях продвижения положительного имиджа сферы, ее позитивного развития, активизации скоординированных действий по совершенствованию системы управления, развития и организации отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации участники Встречи предлагают принять следующие меры.
Правительству Российской Федерации:
1. Инициировать заседание Госсовета Российской Федерации при Президенте РФ по вопросу развития сферы детского отдыха и оздоровления с приглашением общественных организаций, профессионального сообщества, научных работников для разработки стратегических задач формирования государственной политики в сфере детского отдыха и оздоровления.
2. Для разработки государственной стратегии развития сферы отдыха и оздоровления детей – 2030 консолидировать действия представителей Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ, общественных организаций и профессиональных сообществ, регионов РФ через формирование рабочих групп, экспертных советов.
3. Включить в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства Российской Федерации № 434 от 03.04.2020), в раздел «Сфера деятельности/наименование вида экономической деятельности» - Деятельность по организации детского отдыха и оздоровления (ОКВЭД 85.41.91). Предусмотреть в решениях правительства РФ механизмы поддержки отрасли на федеральном уровне с рекомендациями таких же мер на региональном уровне.
4. Внести изменения в ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части исключения из сферы действия данного закона услуг, имеющих отношение к организации отдыха детей и их оздоровления, либо дополнения оснований для заключения контрактов с единственным источником (организациями отдыха детей и их оздоровления, включенными в Реестр), так как выполнение требований по включению в Реестр, по сути, является пред квалификационным отбором, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.
5. Внести изменения в пункт 6 приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 4.02.2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в части исключения требований о наличии трехлетнего опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг, заключенного в соответствии с ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или ФЗ от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Исключение требований снимет барьеры для участия в конкурсных процедурах новых организаций отдыха детей и их оздоровления.
6. Предусмотреть в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства на прохождение обследований методом ПЦР на новую коронавирусную инфекцию и на острые кишечные инфекции (норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций) сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности, в случае продления данных требований на 2022 год. А также предусмотреть средства в Фонде ОМС на прохождение обязательных и периодических медицинских осмотров для трудоустройства сотрудников в детский загородный лагерь для молодежи в возрасте до 35 лет.
7. Рассмотреть вопрос о снижении тарифов на коммунальные платежи для организаций сферы отдыха детей и их оздоровления независимо от формы собственности, о налоговых льготах и налоговых каникулах для организаций сферы отдыха детей и их оздоровления независимо от формы собственности на период действия антиковидных ограничений, предусмотренных СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
8. Распространить программу детского туристического кэшбека на период 2022 – 2024 годов для круглогодичного стимулирования отдыха детей (в каникулярный и вне каникулярный период) в стационарных и палаточных лагерях. В целях увеличения охвата детей отдыхом и оздоровлением круглый год, развития программ «лесных школ» в период учебного года, поддержки организаций детского отдыха круглогодичного действия реализовывать программу кэшбека на путевки детского отдыха круглогодично, используя период зимних, весенних, осенних каникул, вне каникулярный период для продолжения обучения, совмещенного с оздоровлением и реабилитацией на базе загородных стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления. Это позволит снизить эпидемическую нагрузку в городах, школах, укрепит иммунитет детей в природной среде. Принять решение о запуске или не запуске системы детского кэшбека в 2022 году не позднее 1 декабря 2021 года. Начать саму программу не позднее 1 февраля 2022 года.
9. Включить отдельной строкой «направление детского отдыха и оздоровления» в программы реализации Национальных проектов. В целях развития качества услуг и их соответствия современным требованиям развития детей, требованиям федерального законодательства выделить средства федерального бюджета в Национальных проектах на развитие материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия всех форм собственности, санаторно-оздоровительных лагерей и детских санаториев:
9.1. включить в программу национального проекта «Образование» мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту зданий, сооружений, благоустройству территорий, комплектованию организаций отдыха детей и их оздоровления помещениями для занятий дополнительным образованием, лабораториями, кабинетами робототехники, мастерскими творчества; мероприятия по обеспечению организаций детского отдыха качественным интернетом, связью, транспортом для доставки сотрудников, технологическим оборудованием;
9.2. включить в программу национального проекта «Здравоохранение»:
- мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту медицинских пунктов, отвечающих современным требованиям федерального законодательства, комплектованию медицинских пунктов современным медицинским оборудованием в том числе общеукрепляющего оздоровительного профиля;
- мероприятия по финансированию реконструкции, ремонта и переоснащения современным медицинским оборудованием медицинской базы детских санаторно-оздоровительных лагерей и детских санаториев для целей санаторно-курортного лечения детей и медицинской реабилитации детей с ОВЗ;
9.3. включить в программу национального проекта «Культура» мероприятия по строительству, ремонту, комплектованию культурны-досуговых площадок (клубов, залов, музеев) звуковым, световым, цифровым оборудованием;
9.4. включить в программу национального проекта «Демография» мероприятия по строительству, реконструкции, комплектованию оборудованием спортивных залов, спортивных площадок открытого и закрытого типа; досуговых и игровых площадок;
9.5. включить в программу национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» мероприятия по строительству и ремонту дорог до детских оздоровительных организаций, детских стационарных палаточных лагерей, дополнительных корпусов для проживания детей в детских лагерях.
10. В целях привлечения профессиональных кадров в сферу отдыха детей и их оздоровления внести изменения в Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781: дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории (В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»):
Наименование должностей: директор (начальник, заведующий) организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель директора (начальника, заведующего), заместитель директора (начальника, заведующего) по воспитательной работе, заведующий педагогической службой, методист (деятельность связана с образовательным и воспитательным процессом детей), воспитатель, старший воспитатель, педагог- организатор, старший педагог-организатор, педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, вожатый, старший вожатый, педагог- психолог, старший педагог-психолог, инструктор по физической культуре и спорту, старший инструктор по физической культуре и спорту.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории.
Дополнить список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, деятельность в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия. (В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ»):
Наименование должностей: врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей- статистиков), начальники медицинских служб (частей) организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющие врачебную деятельность; средний медицинский персонал: главная (старшая) медицинская сестра, фельдшер, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии.
Наименование учреждений: организации отдыха детей и их оздоровления круглогодичного и сезонного действия; детские лагеря санаторного типа, детские санатории.
11. С целью поддержки педагогических и медицинских кадров, привлечения профессиональных педагогических и медицинских специалистов в организации отдыха детей и их оздоровления включить категорию педагогов загородных лагерей, центров, санаториев, находящихся в сельской местности, в программу «Земский учитель» на предоставление единовременной компенсационной выплаты; категорию медицинских работников загородных лагерей, центров, санаториев, находящихся в сельской местности, в программу «Земский доктор» на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Расширить программы льготного кредитования, предоставления субсидий на приобретение жилья педагогическим и медицинским работникам организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа. Распространить программу компенсации оплаты съемного жилья на педагогических и медицинских работников организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа.
Региональным государственным органам власти:
1. Пересмотреть расчетную стоимость социальной путевки при проведении государственных закупок детских путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей приоритетных категорий, с учетом резко возросших затрат на подготовку, содержание инфраструктуры лагеря, дополнительных мер дезрежима, мер профилактики новой короновирусной инфекции, требований объема медосмотра при трудоустройстве.
2. Способствовать снижению налоговой нагрузки в части региональных полномочий на организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе налогов на имущество, землю, пользования водными ресурсами.
3. Создавать режим наибольшего благоприятствования для привлечения инвестиций, финансовых ресурсов в развитие и улучшение материально-технической базы лагеря, инфраструктуры жизнеобеспечения.
4. при планировании газификации сельских территорий включать в проекты газификации муниципалитетов и региональные программы объекты отдыха и оздоровления детей.
5. При реализации региональных программ доступности связи и интернета для населения предусмотреть покрытие территорий и объектов детских загородных лагерей устойчивой мобильной связью и стабильным интернет соединением.
6. При реализации региональных программ дорожного строительства предусмотреть приведение в нормативное состояние дорог и подъездных путей к загородным детским лагерям.
Федеральному агентству по туризму РФ:
1. Рассматривать инфраструктуру детских лагерей для развития и стимулирования детского и семейного туризма, путешествий, профориентационной работы для индустрии гостеприимства при разработке программ развития туризма и индустрии гостеприимства в РФ.
Министерству просвещения РФ:
1. При составлении учебных планов в школах предусмотреть освоение естественнонаучных дисциплин в природной среде, используя инфраструктурные и кадровые возможности организаций отдыха детей и их оздоровления.
2. С целью подготовки квалифицированных специалистов для сферы отдыха детей и их оздоровления расширить число бюджетных мест для подготовки специалистов (педагогических и медицинских работников) по программе целевого обучения для загородных организаций отдыха детей и их оздоровления, детских санаториев, лагерей санаторного типа.
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор):
1. Внести изменения в СП 3.1. /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части отмены требований п.3.3:
- отменить требование 75% наполняемости - изложить в следующей редакции «Количество детей в отрядах (наполняемость) в соответствии с проектной вместимостью организации отдыха детей и их оздоровления»;
- отменить требование перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследование на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций. Предусмотреть при трудоустройстве в детский лагерь перечень этих исследований;
- отменить как избыточное требование обследования персонала детского лагеря на COVID-19; обоснование:
- сотрудники организаций отдыха детей и их оздоровления прошли вакцинацию от COVID-19, в плановом порядке ведется ревакцинация;
- дети не проходят обследование на COVID-19, таким образом не понятен смысл данного требования;
- обследование на COVID-19 любым методом является платным, целевые денежные средства из бюджетных источников на эти цели не выделяются, что создает большую финансовую нагрузку на бюджет организаций детского отдыха;
- данное требование распространяется только на организации отдыха детей и их оздоровления и не применяются к другим детским организованным коллективам в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования.
2. Дать официальные разъяснения по вопросу нарушений санитарного законодательства РФ, которые представляют угрозу здоровью и жизни детей в детском лагере и являются основанием для немедленной приостановки (закрытия) лагеря;
3. Отменить требование ежегодного получения санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность организации отдыха детей и их оздоровления и принять решение о бессрочном действии его в отношении круглогодичных организаций отдыха и оздоровления детей, детских санаторных лагерей.
4. При применении "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) относительно организаций отдыха детей и их оздоровления использовать в большей степени предупредительные меры путем методического содействия, направленного на достижение общей цели (повышение качества оказываемых услуг в сфере детского отдыха и оздоровления), исключения или значительного снижения размеров штрафов в виде денежного взыскания по отношению к организациям отдыха детей и их оздоровления ввиду того, что их деятельность является социальной.
Генеральной прокуратуре РФ:
1. Снизить контрольно-надзорную нагрузку на организации отдыха детей и их оздоровления в период летней оздоровительной кампании; способствовать формированию плана проверок с учетом их равномерного распределения в течение года; исключить одновременное проведение плановых и внеплановых проверок, одновременные проверки различными ведомствами, проверки в летний период по вопросам, которые могут быть проверены в подготовительный период.
2. Провести «регуляторную гильотину» в количестве и перечне вопросов при проведении проверки, учитывая сезонность действия многих организаций отдыха детей и их оздоровления.
3. Стимулировать контрольно-надзорные органы, органы регионального и муниципального контроля на проведение профилактической, разъяснительной и информационно-методической работы с организациями отдыха детей и их оздоровления.
Участники ХХ Встречи организаторов отдыха детей и их оздоровления «Диалоги» считают необходимым для эффективного решения задач по развитию сферы отдыха детей и их оздоровления скоординировать и объединить усилия федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, работодателей и их объединений, социальных партнёров, институтов гражданского общества.
Координационный совет
межрегиональной общественной организации
«Содействие детскому отдыху»